День памяти прп. Серафима Саровского

1 августа Православная Церковь отмечает обретение мощей одного из наиболее почитаемых в России святых – великого молитвенника и подвижника прп. Серафима Саровского Чудотворца, основателя и покровителя Дивеевской женской обители.

Будущий святой, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 г. в семье благочестивых родителей богатого купеческого рода, проживающих в г. Курске.
С самого раннего детства Прохор был отмечен милостью Божией. В 7-летнем возрасте, когда мать взяла его однажды с собой на строительство храма, мальчик упал с колокольни и при этом остался невредим.
Будучи отроком, он тяжело заболел, во сне ему явилась Богородица, обещавшая послать скорейшее исцеление. Спустя некоторое время мимо дома Мошниных проходил крестный ход с иконой «Знамение». Мать вынесла больного сына, чтобы приложить его к святыне. Сразу после этого Прохор быстро пошел на поправку.Уже в 17 лет будущий подвижник Божий осознал, что навсегда хочет оставить этот мир и посвятить свою жизнь Богу. Получив благословение от старца Киево-Печерской Лавры Досифея, он отправился в Саровскую Успенскую пустынь, известную своим особо строгим уставом. А через 2 года послушник Прохор снова тяжело заболел, и спустя 3 года угодник Божий сподобился очередного участия в своей судьбе Пресвятой Богородицы.
В возрасте 27 лет послушник Прохор Мошнин принял иноческий постриг с именем Серафим, что означает в переводе в еврейского «пламенный». Имя было дано иноку не случайно. Ибо такой же пламенной и крепкой была его вера во Христа! Спустя 7 лет святой был рукоположен в сан иеромонаха и получив благословение, уединился в скромной лесной келии на берегу р. Саровки. Со многими трудностями и разного рода испытаниями пришлось столкнуться в той период иеромонаху, но с Божией помощью и молитвой он смог со всеми ими справиться.
Однажды на святого в лесу напали разбойники и сильно избили его, переломив ему топором голову. Тогда в третий раз явилась Серафиму Богородица и исцелила своего любимца. Позже разбойники были пойманы, но кроткий по своему нраву святой отец просил оставить их без наказания и отпустить с миром. За крепкую любовь к Богу, смирение и подвиги во имя Христа прп. Серафим сподобился даров прозорливости и чудотворения. Многие приходили к святому за помощью, благословением и советом, и каждого отец Серафим встречал словами: «Радосте моя! Христос Воскресе!»
Позже прп. Серафим основал по указанию Богородицы и всячески опекал Дивеевскую обитель. Скончался подвижник Божий 2 января 1833 г. во время коленопреклоненной молитвы перед образом Божией Матери. А в 1903 г. в день своего рождения по инициативе императора Николая II был прославлен в лике святых. Долгожданное событие сопровождалось многочисленными чудесами и знамениями, по молитвам прп. Серафиму они продолжаются и по сей день…

Богомольцы в Саровской пустыни в дни прославления  преподобного Серафима. 1903 год

Богомольцы в Саровской пустыни в дни прославления преподобного Серафима. 1903 год

Тропарь, глас 4:
От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.
Кондак, глас 2:
Ми́ра красоту́ и я́же в не́м тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́,/ и та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.
Молитва:
О пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от тебе́ тощ и неуте́шен отъи́де, но всем в сла́дость бысть виде́ние ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе́ яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любо́вь твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившаяся, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй, вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду Сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу до сконча́ния ве́ка. Ами́нь.
Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10-12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все – в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас», «Помоги», «Исцели», «Уврачуй», – неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: «О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская… взыграйте, православных множества… радуйся, светильниче российския земли…» «Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим»… «Не забуди нас, отче Серафиме…»

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: «Помоги!» Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: «Придите ко Мне вси труждающиеся
и обременении, и Я успокою вас», – не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим – радость-надежда наша – умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца – устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: «Мама, я здорова». Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»».

 

(Счетчик просмотров — 51)