Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа

29 августа отмечается праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

 

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». .

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа случилось в 944 году.

Предание гласит, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь, который был поражен проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря.
Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него и написал письмо с просьбой исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать Образ Учителя.
Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого числа людей, слушавших проповедь. Тогда он встал на высоком камне и попытался издали написать образ Ииисуса Христа, но у него ничего не получалось. Сам Спаситель подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря письмо, в котором, обещал прислать Своего ученика для исцеления его от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус. Умыл Лицо, Отер Его убрусом, и на нем отпечатался Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь Святыню и получил исцеление. Лишь малая часть следов страшной болезни осталась на его лице до прихода ап. Фаддея, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, проходя через ворота. Но один из правнуков Авгаря впал в идолопоклонство и решил снять Образ с городской стены.

Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Прошло много лет, и жители забыли о Святыне. Но, когда в 545 г. Персидский царь Хозрой I осадил Едессу, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и показала, где сокрыт Образ, который сможет спасти город от неприятеля.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 г. Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

В 944 г. император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил Его у эмира. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Иисус Христос написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.


Тропарь, глас 2:

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак, глас 2:

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почита́ем, того́ лобыза́юще.

Молитва:

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние.

 

(Счетчик просмотров — 9)