Воздвижение Креста Господня

27 сентября  все православные христиане отмечают  двунадесятый праздник, относящийся к категории непереходящих, т.е. приходящийся из года в год на одну и ту же дату – Воздвижение Креста Господня.

После разрушения Иерусалима в 72 году Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры. Но через триста лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Произошло это в 326 году при равноапостольном царе Константине Великом, который отправил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену, не считая себя достойным совершить великое дело, потому как в войнах пролил много крови.

Место, где был сокрыт Гроб Господень, никому не было известно, большим трудом Елене, употребив все свое царское влияние, удалось найти этот холм. По благословению Иерусалимского патриарха Макария на этом месте были начаты раскопки. Вдруг вокруг разлилось дивное благоухание, и вскоре были обнаружены три креста, но какой из них стал орудием смерти Иисуса Христа, никак не могли определить.
Как гласит предание, мимо несли для погребения мертвеца. Его стали по очереди прикладывать к каждому из этих крестов. И когда его приложили ко Кресту Господню – мертвец силою Животворящего Древа восстал из мертвых. Все присутствующие при этом чуде во главе с царицей и патриархом поклонились Великой Святыне, но далеко не все могли увидеть Крест Господень ввиду большого количества народа, собравшегося по такому случаю в округе. Тогда, встав на возвышенном месте, патриарх Иерусалимский Макарий стал поднимать («воздвигать») Животворящий Крест Христов, чтобы показать его людям. Множество людей уверовали в этот миг в Господа, они кланялись Кресту до земли и молились: «Господи, помилуй!».

С тех пор в этот день был установлен Праздник Воздвижения Креста Господня. А на этом самом месте равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу.

Тропарь, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак, глас 4:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Молитва:
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

 

(Счетчик просмотров — 26)