День памяти свт. Иоанна Златоуста

 

26 ноября (13 ноября по ст.стилю) чтится память одного из трех вселенских святителей – святого Иоанна Златоуста. В этот памятный день в Казанском храме будет отслужена Божественная Литургия (начало в 8.00), а накануне этого дня – состоится Всенощное бдение (начало богослужения в 16.00).

Святитель Иоанн Златоуст родился в 347 году в семье военачальника из Антиохии. Рано оставшись вдовой, мать Иоанна положила все свои силы на образование сына. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. В 367 году был крещен, а через 3 года поставлен в чтецы. После смерти матери принял иночество.
Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры, однако по смирению своему он уклонился от архиерейского сана. В это время святой написал «Шесть слов о священстве», являющуюся великим творением православного пастырского богословия. Четыре года провел в трудах пустыннического жительства, написав еще два творения: «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».
В 381 году епископом Мелетием Антиохийским был посвящен в диаконы. И последующие годы отдал созданию новых богословских творений. Вскоре из-под пера великого святителя появились еще четыре творения: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году святой Иоанн был посвящен в пресвитера с обязанностью проповедовать Слово Божие. За особые блестящие успехи в проповедничестве и редкий дар боговдохновенного слова был назвал «Златоустом». Не переставая проповедовать, святой не оставлял и писательских трудов.
В итоге Иоанном Златоустом были написаны толкования многих книг Священного Писания и бесед на отдельные библейские тексты, а также поучений к праздникам и многое другое.
В 397 году после кончины архиепископа Константинопольского стал архипастырем, став для своей паствы самым лучшим примером всех христианских добродетелей. Много трудов положил на устроение благолепного богослужения: составил чин литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Однако, не смирившись с бесчинствами императорского двора, был осужден и сослан в изгнание. 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин Иоанн, Златоуст отошел ко Господу. Святитель был погребен в Команах, но 27 января 438 года мощи святого угодника Божия были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святых Апостолов.

Тропарь, глас 8:
Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 6:
От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.
Молитва:
О святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звезда́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

(Счетчик просмотров — 10)