Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 января (6 января по ст.ст.) все православные христиане отмечают еще один из наиболее важных церковных праздников, относящихся к двунадесятым – Крещение Господне или Богоявление.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 — 17; Мк. 1, 9 — 11; Лк. 3, 21 — 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
Тропарь, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не,/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Кондак, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́, и яви́лся еси́,// свет непристу́пный.
Величание:
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди ны́не пло́тию крести́вшагося/ от Иоа́нна// в вода́х Иорда́нских.

Агиасма великая

Регулярно в праздник Крещения Господня, а также Крещенский сочельник в православных храмах России совершается особый чин Освящения воды Иорданским освящением.

При этом стоит понимать, что водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается неоднократно в течение года (например, во время молебнов или совершения Таинства Крещения), а Великое – исключительно в праздник Крещения Господня (Богоявления).
Великим водоосвящение называется по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в день Богоявления (6/19 января), а также в Навечерие Богоявления (5/18 января).

Крещенская вода – это святыня, называемая в православии великой Агиасмой. А потому святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. Особая святость ее заключается для многих, прежде всего, в том, что на протяжении долгого времени она сохраняет все свои свойства, оставаясь спустя многие месяцы, а то и годы – свежей и пригодной для употребления. Кроме того, добавленная в небольшом количестве к обычной воде, она передает свои благодатные свойства всему объему, а значит, по мере того, как крещенская вода в вашем доме будет заканчиваться, вы всегда сможете ее разбавить обычной.
Еще в IV веке говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Будучи великой Святыней, хранить и принимать Крещенскую воду следует с особым благоговением. Главное правило гласит, что принимая подобную Святыню, категорически запрещается ругаться, ссориться, допускать греховные мысли и поступки. Вода от этого теряет свою святость, а иногда просто разливается. Употребляют ее понемногу и натощак, прочитав соответствующую молитву и осенив предварительно себя крестным знамением. Используют ее также и для окропления жилищ, врачевания от духовных и телесных недугов, употребления теми, кто не может быть допущен до Святого Причащения. Однако, в периоды особых недугов, нападения греховных мыслей и в другие трудные периоды жизни, Крещенскую воду можно и нужно принимать в любое время. Хранить же ее следует в специальном месте, чаще всего рядом с иконами.
А вот купание в освященных водоемах в день Богоявления является скорее красивой традицией, никакого очищения от грехов оно не несет и не является заменой Таинству Исповеди. Об этом стоит помнить, как и о том, что вода, освященная единым чином в день Крещения Господня и Крещенский сочельник, по своим свойствам ничуть не отличается друг от друга!

Молитва перед принятием Святой воды и просфоры:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

 

(Счетчик просмотров — 39)